Богословская Печать

Кафедра богословия была сформирована решением Ученого совета СамДС от 11 декабря 2000 года. С этого момента и до настоящего времени заведует кафедрой доктор богословия протоиерей Олег Агапов.

Кафедра богословия является одной из основных выпускающих кафедр Самарской семинарии. Она принимает участие как в подготовке студентов бакалавриата, так и магистратуры (по направлению «Систематическое богословие»). Преподавателями кафедры обеспечивается преподавание 15 богословских и смежных с богословием дисциплин на бакалавриате и 12 – в магистратуре. На кафедре работают 12 преподавателей среди которых 1 доктор богословия, 1 кандидат богословия и 2 кандидата наук.

Осознание в российском обществе необходимости возвращения к своим духовным корням для возрождения России, возрождения не только нравственности, но и экономики, потребовало восстановления традиции богословского образования. Кафедра богословия СамДС принимает самое широкое участие не только в подготовке студентов Семинарии, но и в просветительской, миссионерской деятельности Самарской и Сызранской епархии РПЦ. Силами преподавателей кафедры организовано обучение по специальности «Эксперт в области теологии» на базе Самарской гуманитарной академии для желающих получить дополнительную к уже имеющемуся образованию квалификацию, издается семинарский журнал «Вера», преподаватели кафедры участвуют в региональных и международных научно-богословских конференциях, издают книги и печатают статьи.

 

Биографии и научные труды членов кафедры:


Доцент протоиерей Олег Александрович Агапов, родился 9 июня 1965 года в Самаре. С 1972 по 1980 гг. обучался в средней школе № 58, директором которой, а также учителем русского языка и литературы  была в то время Маргарита Александровна Мусатова; 9 и 10 классы, из-за переезда, заканчивал в школе №85, также закончил музыкальную школу и филологическую школу при Самарском Госуниверситете. С 1983 по 1985 – служба в армии (воздушно-десантные войска). С 1986 по 1991 – учеба в Самарском государственном университете на филологическом факультете (специальность – русский язык и литература, специализация – литературоведение). С 1991 по 1993 – преподаватель литературы в Гимназии №1 при Самарском универститете. 1993 – 1994 преподавал основы христианского вероучения в Самарской Гуманитарной Академии. В 1994 -1995 работал зам. редактора газеты «Наш домострой». В 1996 году принят на работу в Самарскую Епархию на должность помощника председателя отдела религиозного образования и катехизации.  В 2000 году уволен в связи с переводом на работу в Самарскую Духовную Семинарию, где до 2001 года состоял в штате как зав. сектором заочного обучения, а с 2001 года – как проректор по учебной работе. Эту должность занимает и в настоящее время.

30 мая 2000 года архиепископом Самарским и Сызранским Сергием в Покровском кафедральном соборе г. Самары рукоположен в диакона. 2 июня 2000 года – в священника. С 1996 года преподает в Самарской Семинарии догматическое богословие, с 1997 – патрологию, с 2007 – «современное русское богословие».

Женат, имеет троих детей (двух сыновей и дочь).

Для получения систематического богословского образования в 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (на заочное отделение), который закончил в 2001 г. со степенью бакалавра теологии, в 2002 г. защитил дипломную работу, получив квалификацию «религиовед». В 2004 году в Самарском государственном педагогическом универститете защитил кандидатскую диссертацию по специальности «русский язык и  литература» как литературовед. В 2005 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием утвержден в звании доцента по кафедре богословия.

5 декабря 2013 г. защитил в Общецерковной аспирантуре и докторантуре диссертацию на тему «Богословие прот. Александра Шмемана в контексте русской и европейской культуры ХХ века: важнейшие точки соприкосновения».

18 февраля 2014 года награжден докторским крестом.

С 2006 года по настоящее время возглавляет кафедру теологии в Самарской Гуманитарной Академии.

Научные труды:

1. Богословие протопресвитера Александра Шмемана в контексте европейской культуры XX века- Самара, 2013. - (14 пюлю)

2. Некоторые аспекты понимания свободы в творчестве протопресвитера Александра Шмемана») // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии.№ 2. – СПб, 2010. – С. 33–43. (0,7 п. л.).

3. Диалог как основа культуры (на материале произведений М.Бубера, М.Бахтина, Н.Бердяева и протопресвитера Александра Шмемана) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. №1. – Москва, 2011. – С.57–65. (0,5 п. л.).

4. Литература и искусство в богословии протопресвитера Александра Шмемана // Вестник Самарского государственного университета. №6. – Самара, 2011. – С.31–38. (0,5 п. л.).

5. Триединая интуиция «сотворенности, падшести и возрожденности» как основа христианского художественного творчества (на материале статей прот.Александра Шмемана о Солженицыне)//Христианское чтение. №6 (41). – СПб., 2011. – С.160–177. (1 п. л.).

6. Определение принципов и приемов выявления христианских смыслов в художественном литературном произведении (на материале статей прот. Александра Шмемана о А.И. Солженицыне) // Известия Самарского научного центра РАН, т.14, №2. Самара, 2012. – С.183–189. (0,4 п. л.).

7. Некоторые аспекты понимания таинства Евхаристии в христианском богословии ХХ века // Начало. №25. – СПб, 2012. – С.22–37. (0,9 п. л.).

8. Достоевский как актуальный религиозный мыслитель (некоторые аспекты влияния творчества Ф.М. Достоевского на богословие прот. Александра Шмемана) // Христианское чтение. №3. - СПб., 2013. - С. 58-72. (0,8 п.л.)

9. Христианство как Евхаристия в богословии протопресвитера Александра Шмемана // Евразия: духовные традиции народов. № 1. - М., 2012. - С.113-123. (1 п.л.)

10. Богословие в контексте постмодернизма // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия философия, филология № 1. - Самара, 2007. - С. 67-70. (0,3 п.л.)

11. "Диалог любви" или "Диалог компромисса": проблема коммуникации в произведениях Н.Бердяева, М. Бубера, М. Бахтина и протопресвитера Александра Шмемана // XXI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Т. 1. - М., 2011. - С.45-54 (0,7 п.л.)

12. Некоторые аспекты современного русского богословия // Вера №10. – Самара, 2008. – С. 16–23.(0,5 п.л.).

13. Антиномия свободы и авторитета в творчества протопресвитера Александра Шмемана // Вера. № 14. - Самара, 2011. - С.30-40. (0,7 п.л.)

14. «Богословие диалога в творчестве протопресвитера Александра Шмемана»//Научные труды Самарской Православной Духовной Семинарии. – Самара, 2011. – С.38–56. (0,6 п. л.).

15. Религиозное осмысление искусства в творчестве прот. Александра Шмемана (на материале произведений архим. Феодора Бухарева, свящ. Павла Флоренского, Н.Бердяева, В.Ильина, В.Вейдле и прот. Александра Шмемана) // Точки. №1-2 (10). - М., 2011. - С.405-408 (0,2 п.л.)

16. Свобода как базовое понятие для прот. Александра Шмемана – историка //Вера № 16. – Самара, 2012. – С.21–31. (0,7 п. л.).

Протоиерей Максим Кокарев, родился 19 февраля 1980 г. в семье художника. Дед – протоиерей Николай Фомичев, ключарь Покровского собора г. Самара. В 1997 г. закончил среднюю школу № 102 и поступил на дневное отделение Самарской духовной семинарии и заочное отделение Самарского государственного университета (исторический факультет). В 2000 г. женился и был рукоположен в священники в Петропавловскую церковь г. Самара. В 2001 г. закончил семинарию, где и был оставлен ассистентом преподавателя на кафедре богословия. В 2003 г. закончил университет со специальностью: «Историк. Преподаватель истории». В 2006 г. закончил Московскую духовную академию. С 2006 г. – старший преподаватель и заведующий церковно-практической кафедрой СамПДС. В 2012 г. поступил в Общецерковную аспирантуру, где подготовил диссертацию на тему «Система епархиального управления РПЦ в конце XIX – начале ХХ в. (на материалах Самарской епархии)» (в данный момент на рассмотрении кафедры церковной истории ОЦАиД). С 2014 г. – заведующий магистратурой СамПДС.

Список трудов:

  1. «Божий суд» в литургической практике Православной Церкви // Научные труды Самарской Православной Духовной Семинарии. Самара, 2011. С. 98 – 112.

  2. Вопросы реформы Типикона на Поместном соборе 1917 – 1918 гг. // Научные труды Самарской Православной Духовной Семинарии. Самара, 2008.

  3. Введение в литургическое предание (богослужебный устав Православной Церкви). Учебное пособие. Самара: изд-во «Книга», 2008. 445 с. (Второе издание в 2012 г.)

  4. Диалогическая этика М. М. Бахтина // Вера. Журнал Самарской Православной Духовной Семинарии. 2011. № 1 (15).

  5. Взаимоотношения церковной и светской власти в деле охранения православия на рубеже XIXXX вв. (на материалах Самарской епархии) // Вера. Журнал Самарской Православной Духовной Семинарии. 2013. № 1 (17). С. 40 – 47.

  6. «Абсолютное себя-исключение» как центральный момент нравственной философии М. М. Бахтина // Семнадцатые Иоанновские чтения. Материалы научной конференции, посвященной памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского 9 октября 2012 г. Самара, 2013. С. 3 – 13.

  7. Пенсионное обеспечение духовенства РПЦ в конце синодального периода // Научные труды Самарской Православной Духовной Семинарии. Самара, 2014. С. 78 – 98.

  8. К истории Самарской церковно-учительской школы (1900 – 1908 гг.) // Вера. Журнал Самарской Православной Духовной Семинарии. 2014. № 1 (18). С. 87 – 96.

  9. Взаимодействие церкви и государства в вопросах миссионерства и ограждения православной веры в конце XIX – начале XX века (на материалах Самарской епархии) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. № 10 (48). Ч. 2. С. 100 – 106.

  10. Социальные и благотворительные учреждения в структуре епархиального управления РПЦ конца XIX – начала ХХ века (на материалах Самарской епархии) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. № 8 (46). Ч. 2. С. 65 – 74.

  11. Документы Самарского губернского жандармского управления как источник по истории Самарской епархии 1905 – 1907 годов // Восемнадцатые Иоанновские чтения. Материалы научной конференции, посвященной памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского (9 октября 2013 г.). Самара, 2014. С. 21 – 36.

  12. Николаевское и Уральское викариатства в структуре Самарского епархиального управления нач. ХХ в. // Самарский земский сборник 2014. № 1 (24). С. 23–29.

  13. Государственное жалование православного духовенства в конце синодального периода (на материалах Самарской епархии) // Международная научная заочная конференция «Война власть и общество в истории цивилизаций». Опубликована электронная версия www.pgsga.ru/academy/faculties/history-faculty/conference_1.php

  14. Самара как запасная столица в годы I Мировой войны // Духовное наследие Преподобного Сергия в истории и современной жизни России. Материалы региональной научно-практической конференции (9-10 октября 2014 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2014. Т. I. С. 108-112.

 

Протоиерей Вадим Кикин

 

Родился 5 июня 1976 г. в Самаре.

Закончил среднюю школу № 106 г. Самары.

В 1994 г. поступил в Самарское Епархиальное училище, позднее преобразованное в Самарскую Православную Духовную семинарию, которую закончил в 1998 г.

После семинарии обучался в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете (богословский факультет), который закончил в 2008 г. (специалитет).

Затем закончил Общецерковную аспирантуру и докторантуру им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия (кандидатская программа).

В 2006 г. вступил в брак и был рукоположен. Диаконская хиротония - 7 июля. Пресвитерская - 12 июля.

Женат (двое детей).

 

Публикации.

 

  1. Кикин В., прот. Библейская и святоотеческая оценка учения о «наследовании» греха // Христианское Чтение. 2013. – № 3, С. 6-35.

  2. Кикин В., прот. Очерк амартологии и сотериологии по материалам трудов свщмч. Илариона (Троицкого) (1886-1929). («Церковь и время»).

  3. Кикин В., прот. Концепт «в Адаме» в основных сотериологических теориях русского академического богословия. (на рассмотрении).

  4. Кикин В., прот. Амартология и сотериология в творениях св. муч. И. В. Попова (1867-1938). (на рассмотрении).

  5. Кикин В., прот. Восточное и западное понимание послания к Римлянам (5:12) в контексте учения о первородном грехе // Вера. Журнал Самарской Православной Духовной Семинарии. - 2011 г. - № 1 (14). – С. 102-108.

  6. Кикин В., прот. Аспекты грехопадения Адама и Евы в интерпретации Б. П. Вышеславцева. // Вера. Журнал Самарской Православной Духовной Семинарии. - 2011 г. - № 2 (15). – С. 72-76.

  7. Кикин В., прот. Реконструкция понимания сущности грехопадения по работам проф. Тареева М. М. // Вера. Журнал Самарской Православной Духовной Семинарии. - 2012 г. - № 1 (16). – С. 50-56.

  8. Кикин В., прот. Учение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина о синергии и первородном грехе // Вера. Журнал Самарской Православной Духовной Семинарии. - 2014. – № 1 (18). – С. 96-102.

  9. Кикин В., прот. Учение о первородном грехе и его интерпретация свт. Августином, епископом Иппонским. Научные труды Самарской Духовной семинарии. Сборник статей / коллектив авторов – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2014. – 384 с. С. 98-120.

  10. Кикин В., прот. Юридическая теория в русском академическом богословии XIX века. Духовное наследие преп. Сергия Радонежского в истории и современной жизни России : сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 700-летию со дня рождения преп. Сергия Радонежского (9-10 октября 2014 г.) / коллектив авторов. Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2014. Том 1. – 344 с. С. 137-145.

  11. Кикин В., прот. Амартология юридической теории по трудам митр. Макария (Булгакова) // Вера. Журнал Самарской Православной Духовной Семинарии. - 2015.

Диакон Николай Юрьевич Трошков.

Родился 22 июня 1976 г. в г. Куйбышев.

С 1994 по 1997г. обучался в СМКСНО «Университет Наяновой» по специальности «Биология».

В 1997 г. поступил в аспирантуру СМКСНО «Университет Наяновой», в рамках обучения в которой прослушал ряд лекций по специальности «Микробиология и генетика» в Венском государственном университете (октябрь 1997-январь 1998).

В 1998 г. поступил в Самарскую Православную Духовную Семинарию, которую закончил в 2003 г. по 1 разряду.

Был оставлен в Семинарии в качестве преподавателя «Общецерковной истории (1-е тысячелетие)» и заведующего заочным отделением.

В этом же году поступил в Московскую Духовную Академию на заочное отделение. В 2004 г. стал преподавателем предмета «Сектоведение». В 2008 г. закончил обучение в Московской Духовной Академии.

В 2010-2011 уч. г. проходил обучение в государственном университете г. Тюбингена (Баден-Вюртемберг, Германия), в ходе которого прослушал ряд лекций на факультетах Католичекого и Евангелического богословия, участвовал в семинарах, был аттестован по курсу «История Церкви I-III вв.» с оценкой «1,6». В 2011 г. сдал экзамен на знание немецкого языка TestDaF.

В 2010 г. женился на Андрияновой Надежде Викторовне. В 2013 г. родился сын, Трошков Андрей Николаевич. В 2015 г. родился второй сын, Трошков Петр Николаевич.

21 сентября 2011 г. в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Самара был рукоположен Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием в сан диакона. В настоящее время служит диаконом в храме в честь свв. равноап. Кирилла и Мефодия г. Самара.

 

 

Иеромонах Герасим (Вертей Олег Юрьевич)

Родился 18 сентября 1978 года в г. Джамбул, Казахской ССР,

 

в 1993 году закончил школу N5, г. Тольятти, и

в 1997 году Тольяттинский Химико-технологический колледж по специальности Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования с присвоением квалификации Младший инженер-механик.

В 2001 году закончил Тольяттинский Политехнический институт (заочное отделение) с присвоением квалификации Инженер по специальности Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов.

В 2012 году завершил обучение в Самарской Православной духовной семинарии (заочное отделение) с присуждением квалификации Специалист в области православного богословия. В настоящее время обучаюсь на 6 курсе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва), на факультете Философия религии и религиозных аспектов культуры.

6 января 2008 года архиепископом Самарским и Сызранским Сергием рукоположен в сан диакона и 9 января в пресвитера. 16 марта 2011 года архиепископом Самарским и Сызранским Сергием пострижен в малую схиму с наречением имени Герасим в честь св. прп. Герасима, иже на Иордане.

 

 

Иерей Кирилл Зимин родился 04.05.1987г. в городе Жигулёвске Куйбышевской области.

С 1994 по 2004 г. учился в средней общеобразовательной школе № 3 города Жигулёвска.

Во время обучения в школе в 1997-2004гг. нес послушание пономаря в храме во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского города Жигулёвска.

В 2004г. поступил в Самарскую Православную Духовную семинарию. Во время учебы нес послушание фотографа семинарии.

В феврале 2009 года вступил в брак.

В марте 2009 г. был рукоположен в сан диакона архиепископом Самарским и Сызранским Сергием, Ректором Духовной семинарии.

В 2009 г. после окончания семинарии был оставлен в семинарии преподавателем основного богословия и катехизиса, и в сентябре того же года поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил экстерном в 2011г.

В апреле 2013 года был рукоположен в сан пресвитера.

 

Крейдич Сергей Григорьевич

Родился в 1984г. в г. Куйбышеве.

В 2001г. окончил школу №65 г. Самары и поступил в Самарскую Семинарю, которую с отличием окончил в 2005г.

Параллельно с обучением в духовной школе получал светское высшее образование на философском факультете Университета Наяновой, который окончил с отличием в 2007г.

С 2009 по 2013гг. повышал квалификацию в докторантуре Латеранского Папского Университета г. Рима