Методические рекомендации по написанию квалификационных выпускных работ Печать

Итоговая аттестация в Православных Духовных семинариях с четырехлетним сроком обучения проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы и трех выпускных экзаменов, определяемых Ученым Советом Семинарии.

Выпускная работа имеет своей целью:

  • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по основным дисциплинам, изучаемым в Семинарии;
  • развитие навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой,  письменного изложения полученной в них информации;
  • умение объяснить сущность тех или иных богословских и философских категорий, исторических явлений, учений святых отцов и т.д.;
  • выяснение подготовленности студентов к самостоятельной церковно–практической деятельности.

Тематика выпускных работ ежегодно разрабатывается и обновляется кафедрами Семинарии и утверждается на Методическом Совете. Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития богословской науки и практики. Студентам предоставляется право выбора темы выпускной работы, он может предложить свою тему выпускной работы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Выбрав тему, студент пишет на имя заведующего кафедрой прошение с просьбой утвердить ему тему выпускной квалификационной работы. Кафедра на одном из своих заседаний утверждает студентам темы выпускных работ и научных руководителей из числа преподавателей. Закрепление выбранных студентами тем выпускных работ и научных руководителей по Семинарии в целом оформляется приказом ректора не позднее 1 октября.

Выпускная работа выполняется на основе глубокого изучения литературы (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов, газет).

Работа должна включать:

  1. Введение, в котором рассматривается значение выбранной темы выпускной работы, показана ее актуальность на современном этапе развития богословской науки. При этом должны быть определены цели и задачи, которые ставит перед собой студент при выполнении работы.
  2. Теоретическая часть, в которой студент должен показать знания основ изучаемых в Семинарии богословских дисциплин, проблем, стоящих в них.
  3. Практическая часть, в которой студент должен продемонстрировать умение использовать для решения поставленных им в работе задач тех знаний, которые он получил при изучении дисциплин учебного плана.
  4. Заключительная часть должна содержать обобщения и выводы проведенного исследования, а также предложения или рекомендации по их использованию. В конце работы приводится список использованной литературы.

Объем выпускной бакалаврской работы должен быть равен 30 страницам компьютерного текста через 1,5 интервала или 45–50 страницам рукописного текста, дипломной работы –  75–80 печатных страниц. Срок сдачи работы на кафедру не позднее 15 мая, срок защиты – июнь месяц. Защите выпускной работы предшествует сдача экзаменов.

Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании выпускной аттестационной (экзаменационной) комиссии. Комиссия формируется из состава преподавателей Семинарии, возглавляет комиссию  ректор.

Решение о присвоении квалификации и выдаче диплома о высшем образовании принимает аттестационная комиссия. Решение аттестационной комиссии утверждает Ученый Совет Семинарии.

Студенту, сдавшему экзамены и защитившему курсовые работы с оценкой «отлично» не менее, чем по 75 процентам дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам с оценкой «хорошо», сдавшему выпускные экзамены и защитившему выпускную работу с оценкой «отлично», выдается диплом 1–го разряда (с отличием).

Все студенты, успешно окончившие Духовную Семинарию, вместе с дипломом получают нагрудный знак.

Выпускники, не прошедшие итоговую аттестацию, отчисляются из Семинарии и получают справку с оценками по дисциплинам учебного плана.

Образец прошения на закрепление темы

Образец титульного листа выпускной работы

 

Методические указания по написанию курсовых работ по дисциплинам

  1. Общие указания

 

В соответствии с учебным планом студенты пастырского отделения в течение учебного периода по основным дисциплинам учебного плана выполняют курсовые работы. Выполнение курсовых работ позволяет приобрести навыки самостоятельной работы со специальной литературой, сбора, обработки и анализа фактического материала, в результате чего студент должен ответить на отдельные сложные вопросы учебного курса.

Изучая специальную литературу, студенты знакомятся с дискуссионными вопросами, дают свою оценку взглядов авторов на те или иные проблемы. Это приучает их к творческому мышлению, способствует превращению их знаний в убеждения, повышает интерес к богословским наукам.

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, содержит выводы и предложения и может считаться первым этапом студенческой научной работы.

  1. Цели и задачи курсовой работы.

Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы при разработке избранной темы на основе глубокого изучения литературных источников, практического материала студенты смогли объяснить сущность тех или иных категорий, исторических явлений, конкретных богословских взглядов, учений святых отцов и т.д. Написание работы закрепляет знания студентов, способствует приобретению навыков самостоятельной работы с литературой  и служит одной из форм контроля за успеваемостью.

  1. Выбор темы и составление плана курсовой работы.

Курсовая работа выполняется на одну из тем, предложенных кафедрой. Студенту предоставляется право выбрать тему. Написание работы осуществляется по определенному плану. В нем отражается главное: содержание темы, определяются составные части работы: введение, главы, параграфы, заключение, выводы. Любая тема может быть представлена в различных вариантах. В одних случаях в работе может преобладать теория, а в других – практика (материалы епархии, благочиния, храма). Руководитель должен определить требования, которым удовлетворял бы составленный план. Если студенты выбрали одинаковые темы, то преподавателю надо проследить за тем, чтобы в планах работы меньше встречалось одинаковых вопросов.

Не следует включать в план большое количество глав, параграфов. Названия глав, параграфов в тексте должны соответствовать плану курсовой работы.

После того, как составлен план работы, студент приступает к конспектированию литературы, сбору практического материала. В ходе написания работы студент может получить консультацию преподавателя.

  1. Работа с литературными источниками.

Ознакомление с литературой должно начинаться с изучения каталогов библиотек  и библиографических справочников. Составляя библиографию по теме курсовой работы, можно пользоваться перечнями использованной литературы, которые приводятся практически во всех книгах. Изучая первый источник (статью или книгу), можно найти ссылку на использованную литературу, а обращаясь к ней, найти все новые и новые ссылки.

 

Нужно научиться не только находить необходимые литературные источники, но и умело пользоваться ими:

–       изучение вопросов темы следует начинать с учебников и учебных пособий;

–       общее ознакомление с первоисточником осуществляется по оглавлению путем беглого осмотра всей книги или статьи;

–       составление конспекта по произведению или выписка цитат, отдельных положений, выводов и т.п.

–       осмысление прочитанного, критическая оценка и запись своих выводов о прочитанной работе.

В выписках указывается точное название источника, его автор, год и место издания, номер страницы. Прочитанное надо группировать в соответствии с планом работы и располагать данные так, чтобы можно было легко анализировать, сопоставлять.

Изучив материал по теме курсовой работы, надо изложить его, не допуская переписывания учебника, монографии или статьи.

Особое место отводится дискуссионным вопросам. Необходимо изучить позиции отдельных авторов, продумать их аргументацию и рассмотреть различные точки зрения по тому или иному вопросу, сформулировав свое отношение к ним.

  1. Написание работы.

После изучения литературных источников, подбора практического материала (если это предусмотрено темой и планом работы) можно приступить к написанию работы. Изложение материала необходимо осуществлять своими словами, надо четко и конкретно освещать вопросы темы в строгом соответствии с планом. При этом важно соблюдать необходимую последовательность в раскрытии вопросов, ибо ее нарушение ведет к утрате логической связи и не раскрывает важнейших сторон темы.

Выполнение курсовой работы является творческим процессом и требует от студента умения излагать материал в логической последовательности, осуществляя переход от вопроса к вопросу, делая необходимые выводы и обобщения. Это позволяет выдвинуть новые положения, которые студент не встречал в литературе. Темы, базирующиеся на литературных источниках и самостоятельной обработке студентами фактических материалов, дают наибольший эффект и содействуют получению хороших и прочных знаний.

  1. Оформление и порядок защиты курсовой работы.

Работа пишется чернилами разборчиво либо на листах стандартного формата, либо в тетради. Она может быть напечатана на машинке или на компьютере. Все страницы нумеруются, объем ее должен составлять 15–18 страниц машинописного текста.

При написании работы необходимо соблюдать следующие правила:

–       не допускать сокращения слов (кроме общепринятых);

–       соблюдать красную строку;

–       на литературные источники должна быть сделана ссылка с точным указанием автора, названия работы, места и года издания, номера страницы. Не следует злоупотреблять большим количеством цитат. Материалы из учебников и учебных пособий нужно излагать своими словами. Сноски делаются внизу страницы, а при наличии нескольких сносок на одной страницы производится их нумерация;

–       схемы, рисунки даются в тексте или приложениях;

–       приложения приводятся после заключения.

Все заголовки и подзаголовки в тексте должны выделяться шрифтом, отличным от основного текста, либо подчеркиванием. Фразы, формулировки и выводы должны быть законченными. Следует избегать длинных фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста.

В конце текста приводится список использованной литературы. В нем перечисляются только те источники, с которыми студент работал.

Курсовая работа состоит из введения, нескольких глав или параграфов и заключения. В кратком введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, отметить ее значение, дать общую характеристику, осветить степень ее разработанности, сформулировать цель и задачи курсовой работы, дать обзор литературы по теме.

Оглавление работы дается после титульного листа с указанием всех ее составных частей и страниц, на которых размещены заголовки.

По окончании курсовая работа сдается на проверку преподавателю. Если работа окажется неудовлетворительной, ее нужно своевременно переделать или написать вновь. При положительной оценке курсовая работа допускается к защите. Оценивается работа по четырехбальной системе. Срок представления курсовой работы на кафедру не позднее 1–го апреля. Студент, не защитивший в срок курсовую работу, не допускается к экзаменам.

Методические  рекомендации по рецензированию курсовых и контрольных работ

студентов дневной и заочной форм обучения.

  1. 1. Значение и цель рецензирования.
    1. Рецензирование контрольных и курсовых работ в системе дневного и заочного образования является одной из основных форм руководства самостоятельной работой студентов и средством контроля выполнения ими учебного плана и усвоения учебного материала, предусмотренного программами.
    2. 2. От правильной постановки рецензирования контрольных и курсовых работ в значительной степени зависит качество, планомерность и успешность учебных занятий студентов.
    3. Рецензирование имеет целью:

3.1. Проверить, как работает студент по данной дисциплине и насколько успешно он ее усваивает, указать ему на ошибки и рекомендовать пути их исправления.

3.2.  Оказать студенту помощь в овладении необходимыми навыками правильной организации самостоятельной работы и воспитать у него критическое отношение к своей работе.

3.3.  Показать студенту методы использования теоретических знаний для решения практических вопросов.

 

2. Порядок рецензирования.

  1. Рецензирование каждой контрольной или курсовой работы состоит из:

1.1.          Выявления и исправления ошибок.

1.2.          Составление рецензии.

1.3.          Заполнение документа, установленного данными рекомендациями для учета результатов рецензирования.

 

3. Методика рецензирования.

  1. Выявление и исправление ошибок.

1.1.          Проверяя работу студента, преподаватель должен:

1.1.1.   Отметить каждую ошибку и неточность с указанием, в чем заключается сущность ошибки.

1.1.2.   Указать студенту, как наиболее рационально исправить ошибку.

1.1.3.   Указать на небрежность в изложении или оформлении, если это имеет место в рецензируемой работе.

1.1.4.   Уточнить или исправить не вполне четкие формулировки.

1.1.5.   Подчеркнуть все замеченные орфографические ошибки и отметить стилистические погрешности.

1.1.6.   Особое внимание обратить на то, насколько полно студент раскрыл тему контрольной или курсовой работы.

1.2.          Недопустима расстановка вопросительных или восклицательных знаков без соответствующих разъяснений преподавателя.

1.3.          Все исправления в тексте и замечания на полях рецензируемой работы необходимо писать чернилами, отличными по цвету от чернил, которыми написана работа.

 

4. Составление рецензии.

Рецензия должна состоять из трех разделов:

4.1. Краткого анализа положительных сторон контрольной или курсовой работы.

4.2.   Подробного анализа недостатков и ошибок.

4.3.   Выводов и оценки работы.

В первом разделе рецензии кратко указываются достоинства контрольной или курсовой работы и отмечаются успехи студента. Положительная часть может иметь место в рецензии даже в том случае, если работа возвращается студенту для переделки.

Во втором разделе рецензии дается анализ ошибок, отмеченных в тексте работы, и перечисляются неусвоенные и недостаточно полно изложенные вопросы письменного задания. Указания должны вытекать из существа рецензируемой работы с учетом ее недостатков и ошибок.

В тех случаях, когда выявленные в тексте ошибки и недостатки настолько серьезны, что могут затруднить дальнейшее изучение данной дисциплины, необходимо такую работу возвратить студенту для полной или частичной переработки. Возвращая работу, следует конкретно и четко сформулировать все требования, которые должен выполнить студент.

При повторном рецензировании работы преподаватель должен проверить, учтены ли при ее исправлении его указания. Если указания не учтены, то она снова возвращается студенту для доработки.

В третьем разделе рецензии даются выводы и итоговая оценка контрольной или курсовой работы в целом с учетом всех ее достоинств и недостатков.

 

5. Стиль и оформление рецензии.

  1. Рецензия должна быть написана простым и понятным для студента языком. Все замечания должны быть написаны тщательно и разборчиво.
  2. Рецензия должна быть подписана преподавателем и датирована.